РЕКОМЕНДАЦИИ - РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ПЕРИОД С 19.10.15 г. ПО 23.10.15 г.
Данные рекомендации разработаны на выполнение п.5.1 приказа управления образования администрации г. Донецка от 15.10.2015 г. № 249 "О проведении осенних каникул".
Согласно пункту 4.3 данного приказа в общеобразовательных организациях г. Донецка (кроме общеобразовательных школ-интернатов) в период с 19.10. по 23.10.2015 г. организовывается "заочное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий ".
Нормативно-правовой основой данного решения является Закон Донецкой Народной Республики "Об образовании", где в статье 15 говорится, что "обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно - заочной или заочной форме". Кроме того Законом Донецкой Народной Республики "Об образовании" "допускается сочетание различных форм обучения".
В связи с решением аппаратного совещания администрации г. Донецка от 13.10.2015 г., на основании письма главы администрации г. Донецка от 15.10.2015 г. № 01/14-3501, с целью экономии бюджетных средств, учитывая благоприятные погодные условия, было принято решение об организации в течение одной учебной недели ( с 19.10. по 23.10.2015 г.) альтернативной формы обучения - заочного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Обращаем внимание на некоторые аспекты по организации заочного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
1. Рабочее место учащихся находится за пределами общеобразовательной организации. Рабочее место учителя может быть организовано в учебном учреждении (при наличии условий соблюдения температурного режима) или вне учебного учреждения (по отдельному графику, согласованному с администрацией ). Обучающийся и учитель взаимодействуют в дистанционном формате через доступные участникам учебно-воспитательного процесса средства взаимодействия и связи (телефон, голосовая или электронная почта, Интернет-конференции, переписка в социальных сетях, блогах и др.).
2. Темы уроков, перенесенных в заочный формат обучения , относятся к содержанию образования II учебной четверти, поэтому все задания, предлагаемые обучающимся для освоения в заочной форме, должны соответствовать календарно-тематическому планированию II четверти , носить характер актуализации опорных знаний или опережающий характер по изучению нового материала. Таким образом, задания должны создавать основу для подготовки учащихся к освоению учебных тем II семестра.
3. Обучающиеся и их родители должны быть ознакомлены с заданиями и требованиями к их выполнению. Задания могут быть размещены на сайте школы, личных сайтах (блогах) учителей, других открытых электронных ресурсах.
4. В связи с тем, что задания, предлагаемые учащимся для работы, должны способствовать их подготовке к освоению новых учебных тем, изучаемых в течение II четверти, рационально использовать следующие виды работы. Рассмотрим некоторые примеры:
Литература, украинская литература
- ознакомление с текстами художественных произведений, изучаемых во II четверти ; составление плана к тексту (его главам); разработка бук-трейлеров по произведениям, изучаемых во II четверти; оформление читательского дневника по прочитанным текстам; изучение биографий писателя и подготовка учебных презентаций по данным темам; опережающее изучение текстов наизусть (в соответствии с программой II четверти); самостоятельное освоение материалов литературной критики по изучаемым произведениям, подготовка к урокам внеклассного чтения, прослушивание фонохрестоматий, просмотр художественных фильмов по мотивам произведений русских и зарубежных писателей и др. ;
Русский, украинский язык и литература
- повторение всех видов грамматического разбора; проведение комплексного анализа текста; анализ текстов различных стилей речи; описание картин; составление опорных конспектов по изученным орфограммам и пунктограммам; задания на сопоставление языковых особенностей русского и украинского языков; проведение работы над ошибками, допущенными в классных, домашних, контрольных работах в течение I четверти и др.;
География
- участие в виртуальных экскурсиях по географическим объектам; выполнение эвристических заданий опережающего характера; работа с картой; составление кроссвордов по изученному в I четверти учебному материалу с целью актуализации опорных знаний; составление учебных презентаций; подготовка мини-сообщений, рефератов опережающего характера, вопросы для самообразования и др.
Биология
- подготовка презентаций к обобщающим урокам по темам: «Разнообразие представителей животного и растительного мира», «Профилактика заболеваний различных систем организма человека», «Современные достижения отраслей биологии» и т.д.; подготовка учебных проектов по темам обобщающих уроков всех изучаемых разделов биологии или по конкретным заданиям, требующим надпредметных знаний или интеграции предметов естественного цикла; выполнение экспериментальных виртуальных заданий, мини-исследований с помощью ресурса"Виртуальная лаборатория" (http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=42&Itemid=103) ; он-лайн тренажеры (http://onlinetestpad.com/ru-ru/Section/Biology-8/Default.aspx).
Информатика
- Создание учащимися проектов ( в рамках подготовки к комплексу мероприятий «Осенние каникулы в стране Информатика», посвященных 30-летию введения предмета «Информатика» в школьную программу) по следующим темам:
- Они изменили мир (рассказ о выдающихся личностях, внесших существенный вклад в развитие вычислительной техники. Мультимедиа-альбом).
- Вредные привычки (видеоролик о вреде курения, алкоголизма, наркомании в виде рекламы).
- Техника безопасности при работе в классе Информатики 30 лет назад и сейчас (желательно отыскать перечень правил техники безопасности для работы в кабинетах с компьютерами (первыми полупроводниковыми). Сравните их с современными правилами. Проанализируйте результаты сравнения).
- История Операционных Систем для персонального компьютера (необходимо сравнить ныне существующие и уже отжившие свое ОС, выделить отличия и найти сходства).
- Компьютеризация 21 века. Перспективы (учащиеся должны подумать, какие сферы человеческой деятельности еще не компьютеризированы, где компьютеризация необходима, а где она категорически недопустима, и нужна ли она вообще).
- Шифрование информации (предлагается понять и изучить возможные способы и методы шифрования информации. От простейших примеров – до самых современных методов открытого шифрования, открытых американскими математиками).
- Microsoft(все о компании, история, чем занимается т.е. подробный детальный анализ).
- Вирусы и борьба с ними (проект желательно подготовить в виде красочной презентации, звуком и анимацией, где бы учащийся рассказал о способах защиты от вирусов, борьбы с ними и советы, сводящие к минимуму возможность заразить свой компьютер).
- Мир компьютерной техники (работа представляет собой презентация-энциклопедия от старых устройств входящих в состав вкомпьютера до самых новейших разработок, максимально-возможное количество компьютерного оборудования)
- Защита информации (подробная работа о способах защиты информации как в сети так и в не её, о взломах защиты компьютера и т. п.).
История
- составление учебных презентаций; просмотр документальных фильмов на исторические темы; подготовка мини-исследований, сообщений, рефератов; составление словаря понятий; работа с исторической картой; выполнение творческих заданий; составление плана, формулировка тезисов учебной статьи; работа с источниками информации; работа с версиями, оценками; составление хронологических таблиц и др.
Обращаем внимание, что предложенные задания должны быть нацелены на развитие предметных, метапредметных компетенций, а также развивать IKT-компетентность обучающихся.
5. С целью самообразования учащимся может быть предложено поработать с электронными ресурсами, позволяющими углубить знания по предметам. Рекомендуем разместить перечень данных электронных ресурсов на сайтах учреждений образования в открытом доступе.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
1.Представленные в виртуальной школе уроки, сказки, статьи, аудиокниги в игровой форме познакомят младших школьников с окружающим миром, расширят их кругозор, будут способствовать развитию эрудиции, помогут закрепить пройденный материал
- http://www.solnet.ee/sol
- .http://www.novyedeti.ru/
- http://igry-dlya-devochec.ru/vinks-tablica-umnozheniya/
- http://umm4.com/mathematics/tablica-umnozheniya-s-onlajn-raskraskami.htm
- http://igraemsami.ru/umnozhenie-chisel/3-tablitsa-umnozheniya-igra.html
- http://igraemsami.ru/umnozhenie-chisel/3-tablitsa-umnozheniya-igra.html
- http://www.vneuroka.ru/games/game.php?cat=1&sub=3&num=17
- http://bi2o2t.net/articles/multiplication
- http://www.mobintech.ru/multiplication/
- http://2-na-2.ru/
2. Сайт содержащий материал, который поможет быстро и весело выучить таблицу умножения;
- http://www.twirpx.com/signup/
3.Занимательные задания
- http://ya-umni4ka.ru/?cat=13
4. Увлекательные игры по орфографии, направленные на усвоение прочных навыков правописания, развитие орфографической зоркости
- .http://www.iqfun.ru/online-games/crossword-zant9.shtml
- http://www.sakhalin.ru/boomerang/Drevesnue/krossword.htm
- http://crosswordscity.ru/plugins/crossword_games/play.php?catid=8&gameid=67
- http://www.doshkolniki.com/crossvord/prirodnye_yavleniya/online_crossvord_o_prirode.html
ПРЕДМЕТЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ЦИКЛА
БИОЛОГИЯ
- https://www.youtube.com/watch?v=xIvexSkcorE – биосинтез белка
- https://www.youtube.com/watch?v=LdKdjhhMAWY – анимация молекулярной биологии
- https://www.youtube.com/user/AcademiaNauk?sub_confirmation=1 – Академия занимательных наук. Видеоуроки.
- http://www.radostmoya.ru/project/akademiya_zanimatelnyh_nauk_biologiya/ - Академия занимательных наук. Биология
- http://sbio.info/list.php?c=zbiology – Проект «Вся биология»
- http://veselajashkola.ru/klass/zadachi/zanimatelnaya-biologiya-dlya-shkolnikov-interesnye-zadaniya/ - Весёлая школа. Занимательная биология для школьников.
- http://zvonoknaurok.ru/publ/viktoriny/biologija/8 - биологические викторины
- http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5593&hry=./53465/77268 - занимательный сайт для школьников
ГЕОГРАФИЯ
Виртуальные экскурсии
- http://svitppt.com.ua/geografiya/geografichni-cikavinki.html Путешествия красивейшими местами Земли;
- http://svitppt.com.ua/geografiya/geografichni-cikavinki.html Географические чудеса;
- http://svitppt.com.ua/rizne/diva-svitu-prikladi-rivnyannyab-zadachi.html Чудеса мира;
ФИЗИКА
- Физические явления, интересные физические вопросы, о физике интересно. http://www.fizportal.ru/interesn-vopros
- Качественные вопросы и задачи по физике. http://www.fizportal.ru/physics/qualitative
- Интересные факты о физике. http://muzey-factov.ru/tag/physics
- 10 потрясающих открытий в физике. http://hi-news.ru/science/10-potryasayushhix-otkrytij-v-fizike.html
- Еще немного физики. http://1001facts.info/physics-2/
- Знаете ли Вы, что? http://znaeteli.ru/tag/fizika/
- Физика. Учебные материалы. http://educon.by/index.php/materials/phys
- Занимательная физика. http://allforchildren.ru/sci/zf_index.php
- Опыты своими руками. http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/op09.shtml
- Олимпиадное движение. http://www.physolymp.ru/
ХИМИЯ
Предлагаем ссылки, воспользовавшись которыми Вы попадете в чудесный мир химии.
- http://zvonoknaurok.ru/publ/uvlekatelnaja_khimija/khimija_ehto_interesno/45 - образовательный портал
- http://factopedia.ru/tags/khimiya - интересные факты о химии
- http://www.chemiemania.ru/chemie-1826.html - научные статьи по химии
- http://www.kcnti.ru/interesnyie-faktyi-iz-himii.html - портал научно-технической информации
Сайты для повторения и самостоятельного изучения материала:
- http://interneturok.ru/ru/effektivnoe-samostoyatelnoe-izuchenie-himii - самостоятельное изучение химии (http://interneturok.ru/ru/school/chemistry/8-klass - 8 класс
- http://interneturok.ru/ru/school/chemistry/9-klass - 9 клас
- http://interneturok.ru/ru/school/chemistry/10-klass - 10 класс
- http://interneturok.ru/ru/school/chemistry/11-klass - 11 класс)
- http://easyen.ru/load/khimija/irgy/viktorina_dlja_7_8_klassov_po_khimii/65-1-0-14 - викторина для учащихся 7- 8 классов с ответами и объяснениями
- http://easyen.ru/load/khimija/irgy/prezentacija_igry_viktoriny_quot_puteshestvie_po_kontinentu_khimija_quot/65-1-0-189 - игра «Путешествие по континенту химия»
- https://www.youtube.com/watch?v=1dPKIzrSgs4 – уроки по химии на youtube
- http://learningapps.org - сервис http://learningapps.org позволяет использовать интерактивные приложения в качестве заданий для самопроверки.
Возможность вспомнить школьные опыты и познакомиться с новыми:
- http://chemistry-chemists.com/Video.html - видеоопыты по химии
- http://paramitacenter.ru/node/171 - видео-эксперименты по химии
- https://www.youtube.com/playlist?list=PLsOMq-874J1XsilkStfHlSY6omw8EABUI – лучшие химические эксперименты
Алгоритмы и примеры решения задач:
- http://chemistry.turovoschool.edusite.ru/p5aa1.html - алгоритмы решения задач по химии
- http://himik.pro/ - решение задач по химии
- http://works.tarefer.ru/94/100126/ - Шпора Химия Решение задач по химии
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Фильмы по произведениям школьной программы, видеофильмы по разным темам украинской литературы:
- https://sites.google.com/site/uchitel125/znajomimosa-zi-svitom-literaturi/gotuemosa-do-dpa-zno
- http://200baliv.org.ua/2012/10/23/filmy-ta-multyky-za-tvoramy-ukrajinskoji-literatury-prohrama-zno-2012/
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Увлекательное изучение английского языка:
Он-лайн тренинги с преподавателями-аутентиками по развитию навыков письменной речи: написание статьи, эссе, письма, резюме и т.д.
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
Правила, тесты, задания, словари, справочники
ИНФОРМАТИКА И ИКТ
- http://sdamgia.ru/
- http://mathege.ru/or/ege/Main (банк заданий ЕГЭ)
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
- • ancient.gerodot.ru - сайт "Древний Мир" содержит материалы по истории далеких веков, забытых цивилизаций и стран. Имеются подборки материалов по Древней истории и культуре по странам и племенам: Египет, Индия, Греция, Ассирия, Персия, Китай, Рим, Ацтеки и др.;
- history.rin.ru - Сайт Российской Информационной Сети "История" на RIN.ru. Имеются разделы: Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшая история (по каждому разделу - страницы, карты, даты;
- hrono.ru - хронологические таблицы на сайте "Хронос". Начальная история (до 3тыс. лет до н.э.). История IVв. до н.э. - ХХ век. Хронологические таблицы по событиям и странам;
- historic.ru - Cайт "Historic.Ru" содержит карты по истории Древнего мира и из энциклопедии Всемирная история, тематические подборки статей: семь чудес света, тайны истории и т.п.,и статьи в разделе "Цивилизации";
- warconflict.ru - Сайт "История войн и военных конфликтов"
ИСТОРИЯ РОССИИ
- avorhist.narod.ru - Сайт "Русь Древняя и Удельная". В разделе "Публикации" очень удобная библиотека по истории Руси с древнейших времен до конца XVII века;
- • history.ru - Сайт "Мультимедийный учебник по истории России";
- • history.atomlink.ru – Сайт "История России (862-1917)" - в виде популярного электронного пособия;
- all-photo.ru - Российская Империя в фотографиях. Подборка из почти 2 тысячи уникальных фотографий, систематизированных по 37 разделам;
- Подготовка к ЕГЭ: http://www.alleng.ru/edu/hist6.htm.
6. Основой организации учебной работы при заочной форме обучения должны стать индивидуальные консультации.
7. Оценивание учебных достижений учащихся по итогам обучения в заочном формате проводится также, как и при очной форме обучения, в соответствии с приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 358 от 03.08.2015 г. “Об утверждении Инструкции о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования”, Критериями оценивания учебных достижений обучающихся в системе общего среднего образования.
В соответствии с пунктом 4.3 приказа МОН ДНР № 358 от 03.08.2015 г " учитель имеет право на свободу выбора и использования методов оценки знаний обучающихся по своему предмету". На первом уроке II четверти учитель обязан довести до обучающихся отметки текущего контроля по итогам обучения в заочной форме, обосновав их в присутствии всего класса, и выставить отметку в классный журнал и дневник обучающегося. С целью мотивации учащихся к самообразованию рекомендуем обратить внимание в данном случае на стимулирующий характер оценки, учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, их готовность к самообразовательной деятельности.
Обращаем внимание, что согласно статье 44 Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" учитель имеет право на свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, а также на творческую инициативу. В связи с вышеизложенным учитель имеет право разработать свою систему работы по организации заочного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Директор ГМЦ Н.В.Деревянкина
19.10.2015 г.